Металлофоны и их разновидности
В этой статье мы поговорим о наиболее популярных разновидностях металлофонов.
Идиофон (от греч. ἴδιος — свой + греч. φωνή — звук) – «самозвучащий инструмент» — музыкальный инструмент, источником звука в котором является само тело инструмента или его часть, не требующие для звукоизвлечения предварительного натяжения или сжатия (натянутой струны либо мембраны).
Идиофон. *Фото найдено в свободном доступе в сети Интернет.
Это самый древний вид музыкальных инструментов. Идиофоны присутствуют во всех культурах мира. Чаще всего их изготавливают из дерева, металла, керамики либо стекла.
К идиофонам относятся большинство ударных музыкальных инструментов, за исключением барабанов с мембранами. Идиофоны — одна из четырёх основных групп инструментов, выделенных в системе Хорнбостеля — Сакса.
Различают:
- ударные идиофоны: кастаньеты, чакарас, ксилофон, рейнстик, тепонацтль, треугольник, глюкофон, ханг, флексатон;
- щипковые идиофоны;
- фрикционные идиофоны: музыкальная пила, стеклянная гармоника;
- идиофоны с дутьем.
К идиофонам также относятся инструменты, звучащие с помощью природы, например, эолова арфа, содзу.
На Руси примерами идиофонов служили стучалки, ложки, тарелки, погремушки, бубенцы, трещотки, колотушки, барабанки, пастухальница, било, коса, трензель, коробок, колокол, колокольчики, трещотка (трескотуха), ветряная трещотка, варган, пила, рубель.
Сегодня идиофоны являются неотъемлемой частью оркестра.
Металлофон – разновидность перкуссионных музыкальных инструментов.
Обычно металлофон состоит из основания и некоторого количества металлических пластин или труб, каждая из которых соответствует определенной ноте.
Металлофон Sonor Orff Primary *Фото найдено в свободном доступе в сети Интернет.
К классу металлофонов можно отнести любой музыкальный инструмент, в котором звукообразующим элементом является какой-либо металлический элемент (кроме металлической струны), например: настроенные металлические стержни, пластины, трубки, чаши, тарелки. Чаще всего для получения звука по металлическому элементу ударяют специальным малетом — молоточком, но также звучание может быть активировано другими средствами.
Металлофоны использовались в музыке в Азии на протяжении тысячелетий.
Чаще всего простые металлофоны приобретают детям в качестве первого музыкального инструмента – ведь металлофоны просты в применении, и научиться звучать на них красивые мелодии может любой желающий, а занятия с металлофоном способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, а также мелкой моторики и координации движений.
В музыке XX века и далее термин «металлофон» иногда применяется конкретно к одному ряду металлических стержней, подвешенных над коробкой резонатора.
Существует множество разновидностей металлофонов.
Вибрафон (лат. vibro — колеблю(сь) и греч. φωνη — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания, относящийся к группе металлофонов. Он был изобретён в США в конце 1910-х годов.
Вибрафон Yamaha YV2700G. *Фото найдено в свободном доступе в сети Интернет.
Вибрафон — инструмент, близкий ксилофону и маримбе, но отличающийся от них наличием:
- металлических пластин, расположенных на одном высотном уровне;
- педали, работающей по принципу правой фортепианной;
- пропеллеров внутри трубок, приводимых в движение электрическим мотором.
Вибрафон оборудован общим демпфером (глушителем) на всю клавиатуру, приводимым в действие ножной педалью. Вся конструкция располагается на трапециевидной раме с ножками на колёсах.
Вибрафоны применяются в академической и эстрадной музыке в качестве сольного или ансамблевого инструмента.
Глокеншпиль («Glocken»: колокола + «шпиль»: игра) — разновидность металлофона, похожего на вибрафон — это ударный инструмент, состоящий из металлических пластинок, расположенных на основании инструмента в раскладке клавиатуры.
В глокеншпиль играют, ударяя по перекладинам молоточками, которые обычно изготовлены из твердого материала (дерево, металл, пластик). Чистый высокий тембр инструмента можно услышать в оркестрах, духовых ансамблях, марширующих оркестрах и в популярной музыке.
Тубафон — это разновидность металлофона, сконструированного из металлических трубок, расположенных на основании или без него. Внешне инструмент немного напоминает ксилофон, а трубки звучат похоже на глокеншпиль.
Ксилофон (от древнегреческого ξύλον (xúlon) ‘дерево’ и φωνή (phōnḗ) ‘звук, голос’ — «звук дерева») — это ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянных брусков, по которым ударяют специальными молоточками.
Обычный ксилофон и маршевый ксилофон YAMAHA MXL32A. *Фото найдено в свободном доступе в сети Интернет.
Ксилофон состоит из набора деревянных брусков-клавиш, расположенных по типу клавиатуры пианино, каждый из которых соответствует определенной ноте. Каждый такт представляет собой идиофон, настроенный на высоту музыкальной гаммы, будь то пентатоника или гептатоника в случае многих африканских и азиатских инструментов, диатоника во многих западных детских инструментах или хроматический для оркестрового использования.
В Европе ксилофон известен с XV века, а с IXX века инструмент используется в ансамблях, оперных и симфонических оркестрах, а также для сольных выступлений.
Термин «ксилофон» может использоваться в широком смысле для обозначения всех таких инструментов, как маримба, балафон и даже семантрон. Однако в оркестре термин «ксилофон» конкретно относится к хроматическому инструменту с несколько более высоким диапазоном высоты тона и более сухим тембром, чем у маримбы.
Также название «ксилофон» часто используется для обозначения инструментов вида «литофон» и «металлофон».
Pixiphone (пр-во Chas E. Methven Ltd) и многие подобные им «музыкальные игрушки», обычно описываемые производителями как ксилофоны, имеют стержни из металла, а не из дерева, и поэтому в органологии их правильнее отнести к глокеншпилям, а не к ксилофонам.
Маримба — это разновидность идиофона — музыкальный инструмент семейства ударных, состоящий из деревянных брусьев, по которым ударяют молоточком. Такты маримбы обычно расположены хроматически, подобно клавишам пианино. Термин «Маримба» имеет бантуское происхождение, происходит от приставки ma-, означающей «много», и -римба, означающей «ксилофон». По сравнению с ксилофоном у маримбы более низкий диапазон, и под каждым тактом расположена резонаторная труба, усиливающая определенные гармоники звука.
Сегодня маримба используется как сольный инструмент или в таких ансамблях, как оркестры, марширующие группы (обычно в составе фронт-ансамбля), ансамбли ударных, духовые и концертные группы, а также в других традиционных ансамблях.
Литофон (от др.-греч. λίθος — ‘камень’ и φωνή — ‘звук’) — это музыкальный инструмент, состоящий из камня (или кусков камня), по которым ударяют для получения музыкальных нот. Ноты могут звучать комбинированно (создавая гармонию) или последовательно (мелодию). Это идиофон, сравнимый с такими инструментами, как глокеншпиль, вибрафон, ксилофон и маримба.
При игре на литофонах звук извлекается путём удара колотушкой (или другим камнем или предметом). Высота звука может быть как фиксированной, так и нефиксированной. По всей видимости, свойство камней звучать было известно человеку с древних времен.
По своему происхождению литофоны могут быть как искусственными, так и естественными (камни, валуны, сталактиты, сталагмиты и т.п.). В пещерах встречаются каменные складки, издающие звуки разной высоты и разного тембра, если по ним ударить чем-либо.
Литофон, древний Китай. *Фото найдено в свободном доступе в сети Интернет.
В системе классификации Хорнбостеля-Сакса литофоны обозначаются как «111.22» – ударные пластины прямого удара.
Семантрон (греч: σήμαντρον) — это ударный инструмент, используемый в восточных, восточно-православных и восточно-католических монастырях для призыва монахов на молитву или в начале процессии. Он также известен как семандрон, семантериом (σημαντήριον), симантра (σήμαντρα), ксилон (ξύλον) и таланто (ταλαντο).
На других языках семантрон называется:
«Било» (русский) – вариант плоских колоколов;
«Клепало» (болгарский, македонский, сербский);
«Накус» (арабский);
«Тоака» (румынский).
Трубчатые колокола.
Трубчатые колокола (куранты, оркестровые колокола) — ударный музыкальный инструмент в виде набора из подвешенных на стойке металлических трубок, по которым ударяют малетом-колотушкой.
Трубчатые колокола впервые вошли в состав симфонического оркестра в эпоху Великой французской революции. Англичанин Джон Харрингтон запатентовал трубчатые колокола, сделанные из бронзы. Артур Салливан, возможно, был первым композитором, написавшим музыку для трубчатых колоколов в оркестре в 1886 году. В начале XX века трубчатые колокола также были встроены в театральные органы для создания эффектов.
Трубчатые колокола в качестве замены церковных колоколов впервые были использованы Джузеппе Верди в его операх «Трубадур» (1853) и «Бал-маскарад» (1859) и Джакомо Пуччини в «Тоске» (1900).
Звук трубчатых колоколов очень напоминает звук церковных колоколов, карильонов или колокольни; оригинальные трубчатые колокола были сделаны так, чтобы дублировать звук церковных колоколов в ансамбле.
Каждый колокол представляет собой металлическую трубку. Его стандартный диапазон обычно составляет C4–F5, хотя многие профессиональные инструменты достигают G5 и выше. Трубчатые колокола часто заменяют студийными колокольчиками, которые меньше по размеру. Студийные колокольчики по внешнему виду похожи на трубчатые колокола, но каждый колокол имеет меньший диаметр, чем соответствующий колокол на трубчатых колокольчиках.
Чакрафон.
Чакрафон – инструмент звуковой терапии, относящийся к группе металлофонов, тубофонов, трубчатых колоколов. Это трубчатый звонарный инструмент, в состав которого входят трубчатые колокола определенных тонов, каждый из которых настроен на свою частоту.
Выпускают маленькие и большие варианты чакрофонов.
Арфа-чакрафон SOUND.THERAPY.BY
Разновидность чакрафонов с набором из 8-9-10 трубчатых колоколов, зафискированных или подвешиваемых на стационарном деревянном или металлическом основании (стационарная) или закрепляемых в специальной деревянной раме (переносная версия) и точно настроенных на определенный набор нот/частот для решения различных звукотерапевтических задач, очищения, настройки, гармонизации, проведения медитаций и сеансов звуковой терапии.
Как показала моя многолетняя практика использования чакрофонов, кристально чистый звук чакрофона с его волшебными обертонами отлично очищает «тонкий план», восстанавливает работу энергетических центров, мягко гармонизирует.
Звучание чакрафона повышают вибрации человека и окружающего пространства, очищают энергетические центры и тонкие тела, успокаивают ум, восстанавливают целостность полевых структур, благотворно влияют на здоровье физического тела и всего многомерного организма.
Вибрации чакрофонов:
- структурируют сознание, успокаивают ум, дают ясность;
- быстро и мягко синхронизируют мозговые вольны на альфа и тета уровнях;
- успокаивают нервную систему, снижают уровень стресса;
- освобождают тело от напряжения, активируют процессы самовосстановления;
- балансирует энергетическую систему;
- повышают уровень вибраций;
- помогают настроить контакт с «внутренней Мудростью» и «Высшим Я»;
- дают более глубокое понимание себя, видение своих Целей и своего Пути;
- открывают новые инструменты для решения жизненных задач;
- И делают еще многое другое!
Чакрафон идеально подходит для звуковых медитаций, телесно-ориентированных практик, техник расслабления, сеансов камертонотерапии, остеопатии, массажа, банных и чайных церемоний.
На чакрафоне хочется звучать и слушать эти волшебные вибрации снова и снова …
Металлофон, ксилофон, маримба, чакрафон, била, трубчатые колокола… Каждый инструмент этого вида может стать началом настоящего приключения, полного мелодичных звуков и увлекательных музыкальных открытий, которые заряжают радостью и рождают новые идеи.
О моделях и свойствах арф-чакрафонов, которые я сотворяю сам, можно почитать тут.
Подробнее о всех видах перкуссионных инструментов можно почитать тут:
- Бек, Джон Х., ред. (2014). Энциклопедия перкуссии (2-е изд.). Рутледж. стр. 97. ISBN 9780415971232. OCLC 939052116.
- Россинг, Томас Д. (2000). Наука об ударных инструментах. World Scientific. стр. 74. ISBN 9789810241582. OCLC 45679450.
- Peinkofer, Karl; Tannigel, Fritz (1976). Справочник по ударным инструментам. Переведено Стоуном, Куртом. Музыка Шотта. стр. 71. OCLC 2215857.
- Википедия.