Поющие мегалиты. Звукотерапия древних цивилизаций.

Поющие мегалиты. Звукотерапия древних цивилизаций.

Существуют серьезные основания полагать, что наши далекие предки знали некоторые законы акустики и учитывали их в своей жизни.

Археоакустика (Archaeoacoustics) — это использование акустических исследований в качестве методологического подхода в области археологии. Археоакустика исследует акустику археологических памятников и артефактов. Это междисциплинарная область, которая включает археологию, этномузыкологию, акустику и цифровое моделирование, и является частью более широкой области музыкальной археологии с особым интересом к доисторической музыке. Поскольку многие культуры, исследованные с помощью археологии, были сосредоточены на устном и, следовательно, на слуховом, исследователи полагают, что изучение звуковой природы археологических памятников и артефактов может раскрыть новую информацию об изученных цивилизациях.

Почти две тысячи лет назад греческий ученый и писатель Павсаний рассказывал про поющий камень в Мегаре, ударив по которому, можно было услышать музыкальный звук. Павсанию этот звук напомнил звучание лиры. В наши дни подобные «музыкальные» камни находят повсеместно, очень часто они встречаются в пещерах.

В Испании и Франции существуют пещеры, в которых сталактиты и сталагмиты звучат как колокола! Интересно, что на многих из них можно заметить следы ударов или есть рисунки.

Ученые полагают, что наши предки использовали необычную акустику пещер в ритуалах. Профессор Парижского университета Егор Резников нашел в одной из французских пещер фреску с изображением бизонов, которую можно «озвучить». Если крикнуть, стоя рядом с рисунком, эхо превратит голос в подобие бизоньего рева. Егор Резников предположил, что колеблющийся свет факелов создавал иллюзию движения картинок, а эхо добавляло звуковой эффект, как будто сморишь фильм в кинотеатре. Всё вместе вероятно производило на древних людей весьма глубокое впечатление.

На стенах некоторых пещер археологи обнаружили точки, отмечающие места с особой акустикой. Интересно, что в подобных пещерах находят древние музыкальные инструменты. Можно предположить, что издавна люди пытались сочетать свою музыку со звучанием природы.

Фингалова пещера на острове Стаффа (Шотландия) — еще одно место с уникальной акустикой. На гэльском языке пещера называется Uamh-Binn, то есть «пещера мелодий». Из-за необычно выгнутого свода шум прибоя издает причудливые звуки.

На юге Таджикистана находится Ходжма-мумин – солевой горный массив. В недрах гор есть пещеры высотой до 10 метров. В некоторых из них можно услышать «эолову арфу» – чистые музыкальные тона. Они возникают из-за ветра, который «играет» на солевых сталактитах. Один из первых исследователей местных пещер, А. И. Дзенс-Литовский, писал, что звуки меняются, когда усиливается ветер или ломаются сталактиты. Это делает «эолову музыку» неповторимой.

Иногда люди сознательно помогают природе в создании уникальной музыки, как произошло в Лурейских пещерах (штат Виргиния, США). В 1878 году было замечено, что местные сталактиты, если по ним ударить, издавали музыкальное звучание. И уже в начале XX века сталактиты этой пещеры использовались для получения музыки наподобие ксилофона. Этим воспользовался математик и учёный Лиланд Спринкл (Leland W. Sprinkle) в 1956 году. Спринкл решил создать каменный орган. За несколько лет работы он тщательно обработал горные породы для получения идеального звучания. К каждому отделанному камню, являющемся резонатором, был прикреплён молоточек, управляемый с помощью электричества от обычной органной клавиатуры. В результате получился удивительный музыкальный инструмент — сталактитовый орган, и 7 июня 1957 новый музыкальный инструмент был торжественно открыт. Его музыка слышна на всей площади пещеры 14 км².

Поль Деверо (Paul Devereux) — британский писатель, исследователь, лектор, телеведущий, художник и фотограф из Великобритании, соучредитель и управляющий редактор академического издания Time Mind — Journal of Archeology, Consciousness and Culture, научный сотрудник Королевского колледжа искусств и International Consciousness, ученый в группе исследовательских лабораторий (ICRL) Принстонского университета, автор и соавтор 28 книг и 2 телевизионных документальных фильмов Channel 4 (UK).

Работа профессора Поля Деверо в основном связана с археологическими темами, особенно археоакустикой (изучение звука на археологических объектах), антропологией сознания (древней и досовременные мировоззрения), экопсихологией, исследованиями необычных геофизических явлений и сознания. Исследователь посещает древние места и храмы в разных странах, изучает ритуальное использование звука.

Он обнаружил, что погребальные курганы в Ирландии резонируют на определенной частоте: 111 Гц, несмотря на то, что они выполнены из различных материалов и имеют разные размеры.

Один из наиболее известных памятников «звучащей» архитектуры – Стоунхендж. Некоторые камни Стонхенджа, если по ним ударить, издают звук, похожий на колокольный. Поль Деверо проводил исследования и измерение звуковых частот, излучаемых камнями в Стоунхендже. Археоакустики обнаружили, что расположение камней позволяет фокусировать звук во внутреннем кольце, где раньше собиралась толпа. Они обнаружили точки, в которых когда-то размещались музыканты и жрецы. В этих местах была особая акустика, усиливающая голоса и звуки музыкальных инструментов. Так что их могли слышать все собравшиеся.

Может быть, Стонхендж на самом деле был «металлофоном» каменного века? Исследованию этого вопроса посвящена статья Пола Деверо и Джона Воценкрофта, опубликованная в журнале Time and Mind: The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture.
Археологические и этнографические параллели наталкивают на мысль о том, что «поющие» камни Стоунхенджа могли быть связаны с ритуалами. Возможно, как ранее предполагал Тимоти Дарвилл (Timothy Darvill), археолог из Университета Борнмута, Стоунхендж был местом исцеления.

Версий о причинах «пения» камней, почти столько же, сколько и теорий о назначении Стоунхенджа. Однако ответить на вопрос о том, почему некоторые камни издают звуки, немного проще.

«Они не полые, как люди склонны думать», – рассказала Майя Хультман (Maja Hultman), археолог из Университета Упсалы, автор недавно вышедшего исследования об акустических свойствах камней Швеции. Звон также не появляется из-за вмятин на камнях, вмятины являются следствием ударов. «Есть очень много «звенящих» камней, у которых нет видимых изменений, сделанных человеком», – отметила археолог.

Доктор Лоуренс Л. Мэлинконико (Lawrence L. Malinconico), геолог из Колледжа Лафайета в Пенсильвании, объясняет феномен комбинации состава и плотности. В Пенсильвании, как и в Уэльсе, также встречаются диабазы. Эта горная порода богата железом и магнием и почти 200 миллионов лет находится под землёй до того, как оказывается на поверхности земли. В результате камень достаточно плотный, чтобы издавать высокие звуки при ударе.

Пол Деверо признаёт, что теория о «музыкальных» свойствах камней Стоунхенджа, не может окончательно решить вопрос о первоначальном назначении сооружения. Тем не менее, исследователь надеется, что его работа подтолкнёт археологов к изучению того, что слышали древние, а не только того, что они видели и делали.

«Все очень долго смотрели немое кино каменного века. И только сейчас мы пытаемся восстановить саундтрек», – заключил Пол Деверо.

Деверо решил провести исследование и изучить, что происходит с мозгом человека, когда он подвергается воздействию частоты 111 Гц. Результаты МРТ-сканирования показали, что при частоте 111 Гц мозг отключает префронтальную кору, деактивируя языковой центр, и временно переключается с левостороннего на правостороннее доминирование, которое отвечает за интуицию, творчество, целостную обработку информации, вызывая состояние медитации или транса. В таком состоянии человек соединяется со Вселенной, Источником или Создателем (Творцом).

На Мальте 7000 лет назад, за тысячу лет до появления египетских пирамид, в мире и гармонии в течение 2500 лет процветала удивительная культура, обладающая передовыми знаниями не только об архитектуре, но и о звуковых ритуалах, вызывающих трансовую медитацию или высшее состояние сознания.

Их культ, по-видимому, имел жизнеутверждающие ритуалы, ориентированные на землю и природу. Они поклонялись Великому Богу/Богине, ощущали божественное женское и мужское начало, жили в гармонии c природными ритмами и циклами планет — Солнца, Луны и Земли.

В городе Паола на острове Мальта находится гипогей Хал-Сафлиени — мегалитический храм, вырубленный древними строителями из твердого известняка в целой природной скале (4000 г. до н.э.), площадью около 500м². Самая низкая комната храма расположена на глубине около 11 метров под землей, зеркально отражая храмы над землей.

Самое интересное помещение гипогея — комната Оракула — одна из вытянутых боковых комнат храма. В её стене имеется небольшая, ниша. Если просунуть в неё голову и что-нибудь произнести, то эхо разнесет фразу по всем помещениям подземного храма. Исследование, проведенное в комнате Оракула, показало, что звук здесь резонирует с частотой 111 Герц и слова, произнесенные низким голосом, вызывают резонанс на частоте 110-111Гц.

По рассказам тех, кому довелось побывать в гипогее, «возникают ощущения, будто ты стоишь внутри огромного колокола», ведь при звуках определенной частоты возникает вибрация, которая ощущается всем телом.

Обнаружение этой комнаты натолкнуло сэра Темистоклеса Заммита (мальтийский археолог, ученый, историк, писатель, профессор химии и врач. Ректор Мальтийского университета в 1920-1926г.г. и первый директор Национального музея археологии Мальты в Валетте) на любопытную мысль — он предположил, что доисторические времена Мальта, была островом оракула и центром мистических практик. Сюда, по версии ученого, снаряжали специальные экспедиции со всего Средиземноморья, чтобы получить ответы на самые важные вопросы, и испытать Божественное. Как в свое время древние греки отправляли делегации к почитавшемуся всем греческим миром оракулу в Дельфах.

Вполне вероятно, что звуковой ритуал в храме использовался для того, чтобы ввести посвященных в «особое состояние» — медитацию, соединяющую с Источником и повышающую их эмоциональный и социальный интеллект.

Исцеление звуком и индуцирование высшего состояния сознания – вот важные секреты древних цивилизаций и мегалитических храмов Мальты, являющиеся самыми древними свободно стоящими сооружениями на Земле.

Исследователи гробниц в ирландском графстве Мит сделали аналогичное открытие. Они установили в подземных камерах громкоговорители и опытным путем подобрали частоту, вызывавшую наибольший резонанс. Независимо от формы и площади, камеры резонировали на частотах 95–112 Гц.

Дальнейшие исследования различных мегалитических памятников в Великобритании, проводимые под руководством профессора Роберта Яна, показали, что они поддерживают сильный резонанс на частоте в диапазоне от 95 до 120 герц, а особенно сильно — на частотах 110-112 Гц.

Шотландская гробница Кэмстер-Раунд резонирует на более низкой частоте, 4-5 Гц. Это ниже порога слышимости человека, что несколько озадачило ученых: зачем создавать помещение для ритуальных песнопений, если эффект незаметен? Позже они выяснили: камера Кэмстер-Раунд была рассчитана не на человеческий голос, а на бой барабанов. При игре на барабанах со скоростью 4 удара/c. исследователи почувствовали, как у них меняются пульс и дыхание. Частота 4-5 Гц совпала с частотой, на которой резонирует тело взрослого человека.

В Мексике, на полуострове Юкатан, есть необыкновенное «археоакустическое» строение – пирамида Кукулькана. Это одно из немногих хорошо сохранившихся строений майя, посвященное главному божеству этого народа.

Это строение высотой около 30 м, состоящее из девяти огромных ярусов (по числу небес в мифологии индейцев). На последнем располагается прямоугольная верхушка с четырьмя входами. С каждой стороны находится лестница из 91 ступени. Такое число не случайно: если сложить вместе все ступени и площадку наверху, получится число 365, то есть количество дней в году.

Но настоящее чудо – это необычный звуковой эффект, который возникает, если встать у подножия лестницы и хлопнуть в ладоши. Вы услышите эхо, но оно не повторит хлопок, а будет щебетать, словно птица.

В самом феномене эха нет ничего удивительного, многие здания способны отражать звук. Но невероятное щебетание издает только пирамида Кукулькана.

Этот звук невероятно схож с пением местных птичек квезалей, которые считаются священными в культуре ацтеков и майя. По всей видимости совпадение эха с щебетанием птиц не случайно. Вероятно, хлопками в ладоши и полученным в результате звуком жрецы или вожди призывали священных птиц во время праздников.


Похожее ...